В период с ноября 1941 года по июнь 1942 года в Бегомле действовала подпольная партийно-комсомольская организация в составе 9 человек. Группа распространяла листовки, сводки Совинформбюро среди населения, проводила агитационную работу среди комсомольцев и молодёжи близлежащих деревень. В июне 1942 года девять участников подполья были зверски замучены фашистами. В 1979 году на здании Бегомльской средней школы установлена мемориальная доска, в 2022 году на месте расстрела подпольщиков был открыт памятный знак.
С декабря 1941 года в Бегомльском районе начал действовать партизанский отряд «Романа» (командир – Дьяков Р.А.), который вскоре перерос в партизанскую бригаду «Железняк» (командир Титков И.Ф., комиссар Манкович С.С.), ставшую со временем одной из наиболее известных бригад на территории Беларуси. 20 декабря 1942 года в результате хорошо спланированной операции от оккупантов был освобожден городской посёлок Бегомль, он контролировался силами партизан вплоть до прихода солдат Советской Армии 30 июня 1944 года. В начале 1943 года образовалась одна из крупнейших партизанских зон времен оккупации – Борисовско-Бегомльская.
Силами крестьян Бегомльщины на западной окраине посёлка примерно в конце 1930-х годов было сделано лётное поле аэродрома. Однако, воспользоваться им для своих нужд в мирное время не успели. Действовать аэродром начал после изгнания из Бегомля оккупантов в декабре 1942 года, а регулярные рейсы проводились уже с марта 1943 года. 20 августа 1967 года в честь Бегомльского аэродрома состоялось торжественное открытие памятника-обелиска, на вершине которого – макет самолета, а на гранях обелиска – изображения ордена «Отечественной войны» и слова: «Здесь в 1943-1944гг. действовал партизанский аэродром, через который поддерживалась связь с «Большой землей». Отсюда начала свой боевой путь группа организаторов партизанского движения в Литве».
Активные и результативные действия партизан вызвали ответную реакцию оккупантов, которыми в мае-июне 1943 года была проведена крупномасштабная карательная операция под кодовым названием «Коттбус», в ходе которой нацистами было полностью или частично сожжен 221 населённый пункт Бегомльского, Борисовского, Докшицкого, Лепельского, Плещеницкого, Ушачского и Хлопенечского районов (приведено довоенное название районов).
Трагедию этих событий разделила и деревня Шуневка Бегомльского района Минской области (в настоящее время – Докшицкого района Витебской области).
С началом Великой Отечественной войны жители деревни активно включились в борьбу с оккупантами. В Бегомльском музее народной славы сохранились сведения о том, что шуневцы Ананич Антон Сергеевич, Ананич Викентий Леонович, Ананич Владимир Иосифович, Рутковский Павел Семенович отправились на фронт. Из Шуневки в партизанские ряды влились Рутковский Петр Семенович, Кирвель Спиридон Ефимович, Ананич Владимир Петрович, Ананич Николай Ефимович, Божок Владимир Алексеевич.
На рассвете 22 мая 1943 г. д. Шуневка была сожжена вместе с жителями. Погибли 66 человек из более 70 жителей. Оккупанты окружили Шуневку, согнали ее жителей в сарай и подожгли его, детей живьем побросали в колодец.
В послевоенные годы велась большая работа по увековечению памяти жертв войны, в том числе памяти сотен уничтоженных нацистами белорусских деревень.
В 1967 г. на месте Шуневки была установлена мемориальная плита, 15 июня 1979 г. открыт мемориальный комплекс. На местах сожжённых домов возведены каменные фундаменты с трёхступенчатым крыльцом и бронзовыми языками пламени, на которых указаны фамилии погибших хозяев домов.
3 июля 1983 г. мемориальный комплекс «Шуневка» приобрел законченный современный вид открытием в центре комплекса основного монумента – бронзовой фигуры женщины-матери в проеме ворот печали, в отчаянии и в крике воздевшей к небесам руки.
Надпись на монументе является призывом к будущим поколениям сохранить мир на земле:
«Як маці, заклінаю і малю, наступных пакаленняў дзеці
сейце бяссмерця зерня ў вечную раллю
праклён вайне, што сее смерць на свеце!»
На воротах помещены три колокола, один из которых расколот и не звонит – символ того, что каждый третий житель Докшицкого района погиб в годы Великой Отечественной войны.
В центре комплекса также находится плита с именами погибших жителей.
Недалеко от центрального монумента, на месте колодца, в который оккупанты бросили маленьких детей и учительницу, сооружен бетонный колодезный сруб. В сруб помещена бронзовая скульптура пробитого и обожженного воздушного змея, который уже никогда не взлетит в небо, с именами погибших детей, как символ оборванной детской жизни. Надпись на плите, установленной на камне рядом со срубом, гласит: «В этот колодец фашистские изверги заживо бросали детей деревни Шуневка».
На вертикальной мемориальной плите расположены два текста. Текст слева гласит: «Они любили жизнь, но сгорели в пламени войны от рук фашистских палачей. Люди, будьте бдительны, берегите мир!». Текст справа содержит количество погибшего населения и список из 97 деревень, сожжённых в Докшицком районе, включая три невосстановленные деревни – Шуневку, Азарцы и Золотухи, и 94 восстановленных.
Разработана единственная в Беларуси театрализованная постановка, со всем трагизмом демонстрирующая посетителям ужас событий 22 мая 1943 г.
Мемориальный комплекс «Шуневка» является частью туристических маршрутов по Витебской области и Беларуси, важнейшим элементом идеологического воспитания молодежи. Почтить память погибших и возложить цветы к памятнику жителям деревни приезжают лица, занимающие высшие государственные посты Республики Беларусь, делегации зарубежных стран.
Судьбу Шуневки в той или иной степени разделили множество деревень района.
24-25 мая 1943 года (по другим данным в 20 июня 1944 года) были сожжены Веретеи, Толщи, Чупры. Каратели отконвоировали в деревню Чупры жителей деревень Толщи и Веретеи. По отработанной ранее методике людей сгоняли в сарай и поджигали его.
Так, ранним утром 28 мая 1943 г. в д. Осовы каратели согнали семьи партизан в сарай и подожгли его. Остальных людей выгнали на улицу и заставили наблюдать за происходившим. По свидетельству очевидца событий М. К. Палетыки, живьем было сожжено 50 человек, всего было убито 79 человек.
После войны деревня смогла восстановиться, а в 1967 году в центре Осовов был установлен памятник 78 членам партизанских семей, которых замучили и сожгли фашисты.
В 1975 году на улице Советской в городском поселке Бегомль открыт памятник жертвам фашизма, в память о 697 мирных жителях, сожженных и расстрелянных оккупантами.
В фондах Бегомльского музея народной славы сохранились воспоминания Софьи Бабицкой о трагедии в Бегомле. По ее свидетельству, 30 мая 1943 г. гитлеровцы согнали около 25 человек в сарай и подожгли его. Софья получила два ранения в спину и левый бок, но чудом смогла выбраться из горящего сарая и спастись.
На кладбище деревни Марговица (общее кладбище с Бегомлем) в братских могилах похоронены сотни мирных жителей Бегомля, погибших от рук нацистов в годы войны, в том числе более 300 мирных жителей, расстрелянных и сожженных 30 мая 1943 г.
В ходе карательной операции «Коттбус» была сожжена деревня Милькунь. В мае 1943 года в деревне погибло 112 человек из 325 проживавших до войны. В 1983 году в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны была установлена скульптура. Примечательно, что с 1979 года по 1983 год данная скульптура была центральной фигурой на мемориальном комплексе «Шуневка».
На восточной окраине деревни Сосновая (до 1964 Пьяный Лес) захоронены ее жители, погибшие во время карательной операции «Коттбус» 2 июня 1943 г., когда в деревню приехало около 20 немцев, которые собрали жителей на выгоне и расстреляли. Детей убивали ударом о землю, а их труппы бросали в сарай, который потом подожгли. Всего погибло 96 человек. В 1967 году на месте их захоронения установлен обелиск.
На рассвете 22 июня 1943 г. 50 карателей на девяти машинах подъехали к деревне Клинники и окружили ее. Людей загоняли в погреба, амбары, дома и расстреливали, после чего строения поджигали. Расстреливали людей и на улице: «всюду шли стоны и крики детей, стариков, старух и молодых девушек... Повсюду лежали убитые, раненые жители дер[евни]. Раненых сжигали на огне живыми». В тот же день была уничтожена соседняя деревня Горелое, в которую ворвались две группы карателей: первая заходила в каждый дом и расстреливала людей, а вторая шла следом и поджигала жилища. Всего в деревне погибло 98 человек.
В 1964 году в лесу между деревнями Клинники и Горелое был установлен памятник погибшим людям. В 2010 году в деревне Клинники возведен отдельный памятник. В 2022 году на братской могиле в деревне Клинники установили памятник.
Такая же тактика уничтожения людей применялась и в других деревнях. В частности, в дер. Витуничи население было согнано в амбар, расстреляно, а затем строение сожжено.
В Бегомльском музее народной славы хранятся воспоминания уроженки деревни Витуничи Занько Лидии Андреевны об уничтожении деревни вместе с жителями. Ворвавшись в Витуничи, оккупанты часть населения расстреляли на улице, а остальных, которые не успели скрыться в лесу, стали сгонять в дом Дорца Александра Ильича. Оказалась там и Лидия со своими племянниками девятилетним Толей и двенадцатилетней Ниной. В дом ворвались фашисты, началась суматоха. Девятнадцатилетняя москвичка Шиловская Вера, гостившая у матери Шипенок Агрипины Ивановны, бросилась на фашиста и была застрелена из автомата. В отместку за смерть подруги двадцатилетняя Дорц Лидия Ильинична бросилась на фашистов, но также была убита. Начался расстрел, Лидию Андреевну ранило и она упала, на нее же падали и трупы земляков. Через какое-то время изба начала гореть. Шульгат Вера Васильевна и Шопот Лидия Игнатьевна попытались выбраться на улицу, но были убиты нацистами. Лидия Андреевна оставалась в горящем доме пока не увидела, что может рухнуть крыша и потолок. Девушке удалось выбраться на улицу и незамеченной отползти к деревьям. Утром она смогла перебраться в лес. По данным электронной базы данных в деревне Витуничи было убито 112 человек. В память о погибших в центре населенного пункта установлена стела.
В Бегомльском музее народной славы сохранились сведения о деревне Боровые, которая до войны располагалась в 2–3 км от деревни Комайск в сторону деревни Прудники и входила в состав Витуничского сельского совета. В ходе поисковой работы сотрудники музея опросили жителей соседних деревень Комайск, Козики, Нововольберовичи и установили, что перед войной в селении было около 15 дворов. Количество жителей, казненных оккупантами, неизвестно, так же как и дата уничтожения деревни. Сотрудниками музея ведется работа по расширению имеющихся данных об уничтожении этой деревне и погибших там людях.
Кроме того, руками нацистов и их пособников в мае-июне 1943 года вместе с жителями уничтожались следующие деревни: Бабцы (29 человек), Береснёвка (20 человек), Будиловка (18 человек), Вилейка (36 человек), Волча (24 человека), Новая Вилейка (36 человек), Небышено (49 человек), Осиновик (32 человека), Оруб (18 человек), Прудники (7 человек), Пустоселье (13 человек), Улесье (12 человек), Ускромье (46 человек), Черница 1-я (52 человека), Юхновка (15 человек).
В мае-июне 1944 года против народных мстителей Борисовско-Бегомльской партизанской зоны была проведена ещё одна крупномасштабная карательная операция под кодовым названием «Корморан» («Баклан»), в ходе которой полностью либо частично нацистами было уничтожено 99 населенных Бегомльского, Борисовского, Лепельского, Логойского, Плещеницкого, Радошковичского, Сеннинского, Смолевичского, Хлопеничского, Чашницкого районов (приведены довоенные названия районов).
При проведении данной карательной операции повторно сжигались следующие населенные пункты: Бересневка, Будиловка, Пугачево, Улесье.
Этот перечень не является исчерпывающим, исследователями продолжается работа по установлению уничтоженных населенных пунктов и увековечению памяти о трагически погибших людях.